Гора Юрма

Есть на Земле места, где деятельность человека нанесла непоправимый урон природе, превратив их в грязные, опасные и жуткие. Одним из таких мест всемирно признан город Карабаш в Челябинской области. Местный медеплавильный комбинат превратил его окрестности в подобие безжизненной планеты, люди здесь болеют и умирают. Но, по странному стечению обстоятельств именно рядом с Карабашем находится гора Юрма, на вершине которой есть скалы удивительных форм, прямо под боком у отравленного города, до него всего 14 километров по прямой.

Высота горы Юрма чуть больше тысячи метров, и ветры в основном дуют со стороны горы на Карабаш, унося ядовитый дым прочь. А реки текут со склонов, и потому совершенно чистые. Так что, попадая в окрестности Юрмы и на ее вершину, чувствуешь, что попал совсем в другой мир, мир нетронутой природы. Сама гора имеет вытянутую форму, как небольшой хребет, расстояние между крайними скалами 6 км.

На вершину ведут две основные дороги - со стороны Карабаша, наиболее используемая туристами, и со стороны парка Таганай, но по ней мало кто ходит. На Юрме несколько крупных скальных выходов удивительного розоватого цвета, разнообразных форм, способных разбудить Вашу фантазию, "Чертовы ворота", "Крепость", "Башмак", и другие. Кроме того, с нее открывается потрясающий вид на горы хребта Таганай, город Карабаш, и Челябинские озера.

Наверху вся гора покрыта лесом из низкорослых елей и кустарников, там множество очень больших муравейников, следов пребывания зайцев, косуль, лосей. К основным скалам ведут тропы, только к самым крайним нужно идти по дебрям и зарослям. Немаловажно то, что на стоянках Труба и Кресты под горой имеются родники и крупные ручьи с хорошей питьевой водой, кроме того, по склону горы, обращенному к Карабашу, также сбегает чистый ручей. Правда, есть ли он здесь в разгар жаркого лета - неизвестно.

И, хотя в переводе с тюркских языков "Юрма" значит "не ходи", но однажды в конце весны мы решили рискнуть, и совершить восхождение на эту уральскую красавицу-гору, и я даже взял с собой видеокамеру, чтобы снять все, что удастся увидеть. А что у нас получилось, можете прочитать на этой странице.

Это вторая часть рассказа. Рекомендую начать с первой

Юрма - не ходи. Но мы пошли...

День второй. Подъем на вершину Юрмы, скалы Чертовы ворота, Чертово городище, и Башмак, стоянка Кресты

Ночь выдалась очень теплой, даже в одной футболке на улице не холодно. Совсем не похоже на май - как середина июня. Утром проснулись, как планировали. Василий только жаловался, что часов до двух ночи не мог заснуть с непривычки, все ворочался в палатке, жестко ему было. Ну, а нам хорошо, мы привычные, так что выспались чудесно. Несмотря на то, что ночью покапал дождик, кругом было уже сухо и тепло. Александр отправился умываться, а я пока в палатке сложила спальники и другие вещи. Вышла наружу, а там нежное такое утро, черемухой пахнет, легкий ветерок березовые листики перебирает...

Сначала поставила кипятиться воду на костерок, чтобы термос заварить и кашу Василию на завтрак сварить. Это много времени не отняло, успели и зарядку сделать, и позавтракать, и все собрать. Я с некоторым опасением надела кроссовки, потому что вчера боль в мизинце была просто нестерпимой. Но, вроде бы, теперь было уже не страшно. Мы надели рюкзаки, и пошли по дороге, что вела влево от основной, она вела прямо на вершину горы Юрма. Сначала она была хорошей и сухой. Нам надо было пройти всего километр до стоянки Кресты, хотели разведать, можно ли там переночевать, есть ли вода и место под палатки, или нужно будет обратно на Трубу вечером возвращаться.

Мы прошли этот путь буквально за 20 минут, по приятному лесу, в прохладной свежести, среди цветов. Встретили еще одну лягушку... Перед самой стоянкой по дороге снова потек ручей. Потом увидели довольно большую поляну, слева от нее шумел шустрый поток с несколькими руслами. А справа виднелось что-то вроде стоянок. Мы направились туда, и убедились, что там есть и место для палаток, и воды хоть отбавляй - тот же поток течет и здесь, в два рукава - пошире и поуже. Очень удобно. У костровища много дров. На полянках уже подросшая травка, а места под палатки не слишком ровные, все немного под уклон.

Прояснив, что ночевать можно сегодня и здесь, мы пошли к краю поляны и дороге на гору. Нам надо было спрятать рюкзаки. Здесь я обнаружила на своей одежде клеща, и мы его аккуратно сняли. Видно, в траве по штанам забрался. Переложили в маленький рюкзачок, который Вася специально с собой взял, воды побольше, чай в термосе, еду на обед, и всякую нужную мелочевку. Василий все пытался еще и пакет с собой взять, чтобы в руках нести - нож туда положить, паспорт... Но мы его уговорили, что паспорт спокойно и в рюкзачок войдет, а нож лучше на пояс прицепить. Руки-то свободными лучше держать, когда по горам лазать собираешься.

После этого мы прошли с большими рюкзаками вдоль по дороге подальше от стоянки, метров на 200-300, свернули направо возле приметной поваленной березы. Дальше сразу начинался достаточно густой ельник, за которым уже в 10 метрах ничего не было видно. Выбрали место за большими валунами среди елок и кустов, и там припрятали наши вещи. Василий хотел еще и ветками их закидать, но это уже было лишнее. Кто по здешним буеракам шататься будет?

Вышли снова на дорогу, и пошли к вершине Юрмы. Сразу почувствовался подъем, и он становился все круче. Прошли примерно с километр, повернули налево, и увидели сквозь деревья склоны горы. Надо сказать, что дорога шла по еловому лесу, попадались и березы. Трава уже успела вырасти довольно высокая, выше, чем у нас под Екатеринбургом. Погода была чудесная, только уже жарко становилось. И, поскольку стали попадаться участки дороги с уклоном градусов в 30, идти было нелегко даже без рюкзаков. Александр отметил в навигаторе, что мы на высоте 700 метров. Кстати, я уговорила мужчин отдать маленький рюкзачок мне, пока я не устала, до вершины будет мне фитнес для похудения!

И вот мы вышли на более открытое пространство, с полянками и пятачками курумника. Здесь солнце светило еще жарче. По дороге нам навстречу опять заструился очередной прозрачный ручей. Из него так и хотелось попить... Мы уже вышли на склон, и, если обернуться назад, теперь были видны дальние горы. За полчаса мы набрали еще 100 метров.

Здесь подъем стал очень крутым, мы пыхтели, как паровозы. Дорога была земляная, со множеством камней и участков рыхлого грунта, который ехал под ногами. Зато какие кругом открывались виды! Какие запахи витали в воздухе! Мы периодически останавливались, чтобы перевести дух и полюбоваться на елки странных очертаний, камни-валуны, сложенные в занимательные фигуры, самые разные цветущие растения...

Последний участок тропы перед вершиной был самым крутым, почти уже вертикальным. Но мы не сдавались, и весело шагали и карабкались вверх. И с площадки наверху мы увидели и город Карабаш с комбинатом и прудами, и гору Ицыл, и другие, дальние вершины Таганая вместе с Откликным гребнем, и длинную цепь Челябинских озер вдоль горизонта.

На самых высоких горах белела даже пара снежников! А озера все разной формы и размера, некоторые даже с островами. Фантастически прекрасное зрелище! У нас просто дух захватило, и слова все пропали... Александр снимал все это на камеру, Вася - на фотоаппарат, а я просто смотрела во все глаза. А внизу рос лес, весь поделенный на квадраты разного цвета - светлый лиственный, темный хвойный...

Вдоволь налюбовавшись, мы направились по дороге уже к самой вершине, там должна была стоять деревянная вышка. Вошли на плато, покрытое низеньким, но густым ельником. А дорога здесь шла через вершину на другую сторону горы. А вот и вышка - триангуляционный знак, означавший вершину Юрмы, на навигаторе значилась высота 1008 метров. Мы у нее, конечно, все сфотографировались, и стали определять, куда идти дальше. Сначала направились по какой-то тропе, но она шла в дебри. Тогда мы пошли по довольно широкой и наезженной дороге по самому хребту, она вела от самой вышки как раз в сторону скал, которые нас интересовали. Дорога была сухая, каменистая, хотя и лужи иногда попадались.

Первым пунктом на Юрме у нас значились скалы Чертовы ворота. До них мы прошли около двух километров, и все по этому густому ельнику. В одном месте чуть левее от дороги сворачивала неширокая тропа, и Саша сказал, что по ней нам потом идти к остальным скалам. А пока что пошли правее, рассматривая лес. Он больше напоминал парк, елочки все невысокие, кряжистые, и видно, что старые. Просто на горах деревья растут гораздо медленнее из-за сильных ветров и морозов.

Попадалось и множество сухих елей, похожих на скелеты - стволы у них были цвета асфальта, даже с блеском, а голые ветки - тускло-серые. Многие были повалены. А на живых елках росли мхи и лишайники. Подлеска практически не было, только вдоль дороги росли низкие кусты, которые царапали ветками наши голые ноги, мы же с Александром были в шортах, один Вася джинсы надел.

И вот мы увидели за лесом справа над деревьями высокие красивые скалы, снова розового цвета. Дорога привела нас на поляну прямо под ними. Там была небольшая поляна, усыпанная хвоей, было костровище, стоял стол, а сразу за ним начиналось поле курумника из огромных валунов. Курумник тоже был из бело-розового камня, но на нем еще и пятна серого и зеленого лишайника пестрели. А уже над ним возвышались прекрасные величественные скалы.

На поляне стоял дивный хвойный аромат, и было так красиво, что я подумала, что так может выглядеть рай. Скалы, розовевшие в синем небе, были так эффектны, так поражали высотой и очертаниями - отсюда даже уходить не хотелось. Мы и не пошли. Оставили рюкзачок под елкой, Саша прилег там, чтобы спина отдохнула, а мы с Васей стали пробираться по камням к скалам. Некоторые части скал держались на честном слове, и удивительно, как не падали. И ясно было, что вид оттуда будет сногсшибательный.

Подъем у нас много времени не занял, прыгать по курумнику не сложно, главное, внимательно под ноги смотреть. И на скалы тоже забираться не трудно, даже ребенок справится. Вот мы влезли почти на самую вершину - и да, вид нас поразил. Все, что видели мы со склона еще яснее, лучше и дальше. Все у горизонта в голубоватой дымке, долина внизу залита светом, и дует достаточно сильный ветер, как всегда на высоте.

Потом я вернулась за Александром, и уже вместе с ним снова пошли на скалы, чтобы поснимать его на видео. Василий тоже попросил его сфотографировать в таком удивительном месте. Саша потом еще долго лазил по всем вершинам и вокруг них с камерой, снимая подробности и панорамы. Ну а мы с Васей спустились на поляну, притащили в тенек под елками несколько пеньков, и сели отдыхать. Надо было здесь еще пообедать. Мы до этого только перекусили изюмом и орехами.

Александра не было довольно долго, я уже даже его искать пошла, заодно и другие скалы посмотрела, те, что левее расположены. Они пониже, но тоже очень хороши! Выглянула на ту сторону хребта - там тоже поле курумника. Вернулась на поляну, а там ни Саши, ни Васи. Ну, села их ждать обоих. Потом услышала голоса, и увидела, что они вместе вокруг скал бродят, снимки делают. Пришли они оттуда на полянку, Саша сказал, что облазил все вершины. Одна была очень узкая, и непонятно, как эти камни вообще держатся.

Самый верхний камень шириной метра три и толщиной всего полметра. Стоять там было страшновато - еще и ветер сильный дует. Так что Саша просто лег на него, чтоб не сдуло. И подумал - а ведь камень может запросто обвалиться - тонкая стенка, ветер напирает, да еще человек взобрался... А высота - не баран чихнул, падать очень далеко. И внизу валяются здоровые глыбы, явно как раз обвалившиеся с вершины, некоторые размером с холодильник.

Потом он еще обошел вершины по кругу. Стали мы обедать пирожками с чаем, колбасой и помидорами, закусили конфетами. В какой-то момент Саша пожаловался, что у него кто-то ногу щекотит, и я не сразу нашла на нем клеща, мы его сняли, и уничтожили. А потом стали решать, как идти дальше. По-хорошему, нам надо было вернуться немного обратно по дороге, по которой пришли, и идти по тропе. Но мы этого не сделали, и начали искать тропинки прямо с поляны.

Их было множество, но все они заканчивались или у очередной группы скал, или на другой полянке, или в зарослях елок. Их протоптали туристы, гуляющие в окрестностях Чертовых ворот, и к другим скалам они не вели. Часть троп была явно протоптана косулями, и отходы их встречались в виде кучек шариков, и лежки. Такие проходы были узкими, по краям росли кустики малины с шипами, елки с жесткой, колючей хвоей, коряги, валяющиеся на земле, и мы быстро разодрали голые ноги.

Мы продирались по зарослям, держа по навигатору направление на нужные нам скалы, а нормальной тропы все не было, хотя она должна была идти перпендикулярно нашему движению. Наконец нашли тропу более выраженную, с примятой травой. Пошли по ней в сторону второй гряды скал, мы их видели с Чертовых ворот в нескольких километрах. И еще дальше видели третью группу скал, поменьше. Шли довольно долго, часто нагибаясь, чтобы пройти под нависающими ветками елок, и перешагивая упавшие стволы. И вот тропа вывела нас на поле курумника, посреди которого высилась гряда скал еще больше, чем Чертовы ворота.

Саша предположил, что забраться туда легче всего с левой стороны, менее обрывистой. А рядом в ложбинке лежал ...снег! Мы радостно стали обтирать холодными снежками разгоряченные лица, шеи и руки. Очень приятно! Затем стали пробираться к скалам по курумнику, и я все больше чувствовала мизинец на левой ноге, его снова надавило обувью. А по камням же прыгать надо! Валуны здесь преобладали очень крупные, и простирались они метров на тридцать вокруг скал.

Курумник окружали низенькие корявые елочки. Скалы поднимались примерно на высоту семи этажей. Верхние глыбы все были растрескавшиеся, держались непонятно на чем, и грозили вот-вот обрушиться. Видно было, что часть камней упали оттуда не так давно, лет, может, сто назад... Самая широкая часть скал находилась слева, напротив нас, а направо от них уходила мощная каменная стена чуть пониже. Саша сказал, что полезет на вершину, а мы с Василием не захотели, тем более палец у меня болел... Пошли обходить скалы с левой стороны, а Александр, как горный козел, взлетел моментально на вершину, и радостно нас оттуда приветствовал.

Идти внизу было небезопасно - на курумнике выросли стелющиеся мелкие елки, и их лапы скрывали провалы между камнями. Я пару раз чуть не провалилась, наступив на такие места. Внимание пришлось удвоить, а скорость снизить, а то ноги переломаешь... Дошла я до края курумника, тут Василий меня позвал, сказал, что в ту сторону надо. Я доскакала почти до него, и заметила намек на тропу.

Тропа довела нас до следующих скал, они были недалеко. Их тоже окружал курумник, но поскромнее. Александр рассказал, что с хребта он видел горы на западе, горы Таганая, Карабаш, озера... А еще самые дальние скалы на Юрме, уже намного ближе к нам. Они состояли из трех гряд - маленькой, средней и самой высокой справа. Она была и самая замысловатая по форме.

Пока Александр бродил по вершинам, мы с Василием заприметили, что по небу на нас надвигаются неслабые грозовые тучи, и времени, чтобы вернуться к рюкзакам у нас не так много. Поэтому, когда Саша подошел, мы ему сказали, что пора идти обратно. Но он был с нами не согласен, ему обязательно надо было посетить третьи скалы! А у меня нога болела уже непрерывно, я и думать не могла ни о чем. Да к тому же, если до дождя не успеть вниз спуститься - рюкзаки промокнут вместе с вещами, они же не прикрыты ничем.

И у Васи был еще аргумент - возвращаться надо по той тропе, по которой сюда пришли, раз мы знаем, что она точно есть, и точно проходима. А от третьих скал неизвестно, есть ли тропа, найдем ли мы ее... Ну, и последнее, вишенка на торте - спускаться с горы по крутой земляной дороге в дождь или после дождя - это просто быстрый путь к перелому всех конечностей. Но Александр уперся, сказал, что облака вовсе не дождевые, и начал нам предлагать разные варианты решения - а давайте вы останетесь здесь, меня подождете, пока я сгоняю до скал; а давайте вы с Васей пойдете обратно к вышке и спуску, а я вас догоню...

С моей точки зрения, разделяться на горе было небезопасно. Навигатор у нас один, и кто-то может с пути сбиться, и плутать тут до вечера. Вода у нас в рюкзаке, и разделить ее на две части не получиться, а здесь жарко. А можно ногу подвернуть или сломать на курумнике, и потом долго ждать, когда тебя найдут. Короче, ситуаций неприятных может быть масса. Но, как ни активно мы с Васей сопротивлялись походу на третьи скалы, Александр все же настоял на своем, и нам прошлось ползти с ним.

Его аргументы были такие, что мы здесь единственный раз в жизни, и другого случая посетить последние скалы может и не представиться, и что он может обойтись без навигатора, а попить снега. Мне что-то подсказывало, что из всех виденных нами сегодня скал эти последние будут самыми неинтересными. Вот пошли мы по направлению к склону Юрмы со стороны Карабаша, потом свернули налево, и двинулись вдоль склона и вдоль скальной стены. Там по хребту проходила тропа, сначала хорошая, утоптанная. Скальные стены мощные, розовые, выглядели, конечно, грандиозно. На одной выделялся ровный каменный треугольник.

Но вот тропа вышла на поляну, где люди останавливаются на стоянку, и пропала. Дальше вели только тропы косуль. И мы снова стали пробираться по дебрям. Мой бедный палец готов уже был взорваться от боли! Я почти не видела, куда иду. Василий говорил, что видел скалы левее, но Александр почему-то утверждал, что нам надо правее. В результате мы так блуждали долго, вышли уже на склон, даже курумник увидели, и от него потом повернули направо. Александр шел зигзагами, обследуя местность, и подсказывая нам короткое направление. Брели еще столько же, и, наконец, увидели над деревьями верхушки скал.

Они, и правда, оказались гораздо меньше всех предыдущих, и самые неэффектные, и курумником окружена только узкой полоской. По-моему, не стоили они таких долгих поисков. Ну, правда, на вершине одной из скал на тоненьком, хлипком постаменте, торчала нашлепка, по форме напоминавшая башмак. И этот камень, очень немаленький, одной своей половиной просто висел в воздухе. Кстати, пока ходили, несколько раз гремел гром, и с каждым разом все ближе. Я была очень зла на Александра и его упрямство, вот не дай бог, придется ночевать в промокшей палатке и в мокрых вещах! Про боль в ноге я уж и не говорю... Просто пытка какая-то.

Подошли мы к этой гряде, я села на камень отдыхать, Вася рядом, а Саша пока обходил скалы. Забрался на вершину, осмотрелся, куда нам потом идти, видел предыдущие большие скалы. Я тихонько пыталась разминать ногу, она прямо пульсировала болью. И тут мне пришло в голову, что ведь еще обратно столько же идти! Чуть не заплакала, честное слово!

Дождались мы Александра, хотя он опять предлагал нам идти вперед, а он догонит. И отправились в обратный путь, искать тропу, по которой пришли сюда. Это оказалось нелегким делом, потому что кругом были заросли елок и кустов, в трех метрах от себя дорогу не заметишь. И вот так мы продирались по чаще, иногда карабкались по курумнику. Ноги исцарапали вконец! Довольно долго и медленно там лазали, к тому же я задерживала движение, потому что шкандыбала уже из последних сил, казалось, что на сломанной ноге идешь. Саша высматривал, как лучше проходить, и направлял нас.

И вот, наконец, мы вышли к тому снежнику у скал, где умывались. Отсюда нам дорога уже была известна, и я немного воспрянула духом. Теперь мы шли по узкой тропе, кланяясь елкам. Здесь где-то Саша снял у меня с ноги клеща - вот оно, по дебрям-то бродить! Александр на снежнике набрал большую пригоршню снега, слепил из него комок, и им постоянно протирал лицо, шею и руки - это помогало идти.

Спустя некоторое время мы вышли уже на дорогу, здесь стало идти полегче, хоть от елок уворачиваться не нужно... Правда, из-за больной ноги мне казалось, что идти раза в два дальше, чем в ту сторону. А еще дорога прямая - видно далеко! И создается впечатление, что еще километры и километры впереди... Вася время засек - от крайних скал обратно до вышки на вершине дошли за два часа. По пути видели много заячьего помета, а в одном месте - целый ворох белоснежного заячьего пуха. Видно, какой-то хищник здесь свою жертву настиг. И нереально много муравейников, больших, метра по полтора в высоту.

Вышли на вершину, останавливаться здесь не стали, надо было торопиться, потому что грозовые тучи нас догоняли. Видно было, что в районе Таганая вовсю уже хлещут ливни. На нас даже несколько капель уже упало. Так что был риск спускаться по крутому склону, намоченному дождем - а то точно потом костей не соберешь. Ну, зато солнце из-за туч так красиво освещало долину и горы, что просто не верилось в реальность, намного красивее, чем когда поднялись сюда утром. Пятна густой тени чередовались с пятнами яркого освещения. На Карабаше, например, было такое солнечное окно... Фантастическая картина!

И вот мы приступили к спуску. Ну, что сказать - это было в сто раз сложнее, чем подниматься. Наклон составлял градусов 60-70, земля и камешки под ногами ехали, и часто не за что было даже ухватиться. А если упадешь - катиться вниз очень далеко, стукаясь о валуны... У меня был свой персональный ад: при спуске как раз опираешься на пальцы ног, и я думала, что мизинец многострадальный просто отпадет к концу этого пути. Только изумительные виды как-то мирили меня с мучениями, хоть не зря сюда пришла... Вот мы спустились до уровня, где дорога стала более пологой, здесь стало чуть легче. Но идти пришлось далеко.

К счастью, рюкзаки свои мы нашли нетронутыми, ни медведь, ни человек их не нашел, и дождь намочить еще не успел, хотя уже начал капать. Мы поспешили до стоянки Кресты, там определили, куда ставить палатки, особенно Васину сложно было куда-то приткнуть, она же большая, а ровного места здесь очень мало. Стали скорее разбирать вещи и готовить костер, пока не ливануло по настоящему. Надо было спешить с ужином. Поставили кипятиться котелок, и в это время ставили палатки.

Кипятком заварили быстро Василию лапшу "Роллтон", а нам - пюре, я туда еще сала накрошила для вкуса. Поужинали, радуясь всему на свете - что удачно спустились, что рюкзаки целы, что стоянка не занята, что успели до дождя поставить палатки и приготовить еду... Стоянка мне нравилась - здесь много чистой воды рядом, есть дрова, и они хорошо горят (кстати, костер мы жгли до глубокой ночи, даже под ливнем, и накипятили 5 котелков воды - и термосы все заварили, и чаю напились, и даже помыться всем теплой водой хватило).

Саша мылся сегодня еще засветло, пока тепло. Сплошное удовольствие! Я и Василию полила, и сама помылась как следует. Мы с Васей успели чаю попить, пока было сухо. А вот когда я заварила кофе Саше, неожиданно полил сильный дождь, и мы разбежались, кто куда - Вася в свою палатку, а я - в нашу. Смотрю, тент забыли застегнуть, и вода льется прямо на Сашин спальник! Я поскорее все там закрыла и протерла. А кофе я успела поставить под тент, и он остался цел, как раз подостыл немного.

Александр пошел закрывать собой костер, потому что явно дождь недлинный, а костер нам еще нужен. Стоял в спортивной кофте над огнем, и сидушкой загораживал его от воды. И дровишек туда добавил побольше. Потом дождь стал потише, он залез в прихожую Васиной палатки, она большая, там сидеть удобно. Я надела дождевик, и отнесла туда кофе. Александр с Василием там рассказывали друг другу разные истории из жизни и хохотали, а я тусовалась снаружи, поддерживая костер под дождем, и тоже иногда присоединялась к разговору и смеху.

Потом они вышли наружу, и мы все вместе погрелись у огня. Я забралась в палатку, наводить там уют, и вдруг услышала звук приближающегося ливня, а друзья ничего не подозревают, болтают у костра... И как гаркнула мужчинам "Ну-ка быстро в палатку!" Они моментально разбежались, у Васи только пятки на пороге мелькнули! Было еще только половина десятого вечера, светло пока.

Мы проверили связь - интернета нет, а телефон работает. Позвонили домой, дали задание подыскать нам на Бла-бла-каре вариант доставки домой. Такой оказался только один, на большом универсале с пустым багажником. Глянули в навигатор - за этот день протопали 17 километров, выйдя в 9 утра с высоты 679 метров от стоянки Труба, а вернулись в лагерь на Крестах на высоте 741 метр в 19 часов. Немного наговорили события дня на диктофон, но сон сморил нас раньше, чем мы закончили. Засыпая, слышали, как какая-то птица громко насвистывает прямо над нашей палаткой...

Продолжение рассказа о походе на гору Юрма

Как добраться до горы Юрма

Гора Юрма находится примерно в двухстах километрах от Екатеринбурга. Если считать от метро Ботаника до заводоуправления Карабашмедь, по трассе будет 180 км. Дорога через Тюбук и Кыштым. Оптимальным вариантом будет доехать туда на попутке, либо договориться на Бла-бла-каре. Направление популярное, машин много. Еще есть аналогичный сайт - едем.рф

Можно добраться и на рейсовом автобусе, но время уйдет раза в два больше, и за рюкзак потребуют доплату, да и по городу лишние 4 километра топать придется, в Карабаше автобус неудобно останавливается, далеко. Либо по городу на такси проехать. Рейсы в сторону города Миасс.

Если на своем авто, то можно доехать до эко-отеля "Экстрим-парк", дорога проходима для любой машины, и там на платной стоянке оставить автомобиль. Сэкономите восемь с половиной километров.

Если вышли у заводоуправления, то нужно идти по улице Освобождения Урала, затем направо, ну и дальше все в рассказе. До стоянки Труба 16 км в гору.

Карта горы Юрма

Скала Чертовы ворота на горе Юрма

Видеосюжет из фильма «Юрма»